Космические мухи помогли сделать открытие ученым СО РАН

Ученые лаборатории геномики Института молекулярной и клеточной биологии (ИМКБ) СО РАН приняли участие в исследовании родившихся и выросших на космическом спутнике Фотон-M4 мух-дрозофил и узнали, что невесомость влияет на геном насекомых.

«Сателлит с космическими мухами на борту провел в околоземном пространстве два месяца». За этот период времени в семействе космических мух сменилось три поколения.

Кроме фундаментальных знаний о биологическом устройстве организма, это открытие даёт надежду на возможность проведения для человека долгих космических полётов, отмечают ученые. Эксперимент проходил следующим образом: один образец мух, вернувшихся на Землю, был отобран сразу на месте приземления спутника где-то в Оренбургской степи — туда на вертолетах прилетели ученые с микроскопом, жидким азотом и быстро заморозили материал. Другими словами мы учили организмы, которые никогда не знали земного притяжения.

Вуз медико-биологических трудностей РАН (Москва) организовал эксперимент по запуску на околоземную орбиту дрозофил в 2014-ом в тесном сотрудничестве с Роскосмосом.

«При этом было это уже 2-ое поколение, выросшее в условиях невесомости», — поведал заведующий лабораторией геномики ИМКБ СО РАН Степан Белякин.
Ученым достались дрозофилы, которые появились уже в условиях отсутствия гравитации.

Выяснилось, что даже за столь непродолжительное время в организме космических мух произошли изменения. Другой части позволили развиваться еще 12 часов, сутки и т. д., чтобы посмотреть, насколько быстро они возвратятся к обычному состоянию. Эксперимент организовал вуз медико-биологических трудностей РАН (Москва) в тесном сотрудничестве с Роскосмосом.

Ученые института СО РАН провели полногеномный анализ всех этих групп (всего у мухи-дрозофилы не менее 13 тыс. генов). В частности, изменение активности генов, отвечающих за формирование хитиновой оболочки насекомых. «Все изменения, которые мы наблюдали, пришли к норме на протяжении уже 12 часов», — объявил Степан Белякин. «Можно представить существование механизма, который регулирует гены зависимо от силы тяжести». Вероятно, тут имеет место какая-то физиологическая реакция, которая отразилась также и на активности генов. Эксперимент организовал вуз медико-биологических сложностей РАН (Москва) в тесном сотрудничестве с Роскосмосом.

Если в далёком будущем люди отправятся на какую-нибудь не очень далёкую звезду (до которой лететь придётся 100 лет), и потомки космонавтов снова окажутся там, где есть гравитация, их организмы быстро восстановятся и гены будут работать правильно.